Программисты и системные администраторы занимаются структурированием и контролем за работой сайтов, серверов и программного обеспечения отдельного компьютера. При возникновении ошибок в работе того или иного сервиса специалист обращается к логам.

Логирование файлов

Что такое логи?

При возникновении любой ошибки программист проверяет логи - это хронология работы любой системы, которая расскажет, что происходило в системе, какой именно пользователь это сделал и когда. Грамотные администраторы обращаются к логам раньше, чем произойдет ошибка, чтобы ее предотвратить.

Лог представляет собой текстовый файл, записанный языком программирования, как и всё, что скрыто за красивыми картинками, которые видит обычный пользователь. Такие текстовые файлы хранятся на компьютере, на удалённом жёстком диске, да и вообще на любом удобном носителе.

Типы логов

В зависимости от программного обеспечения и оттого, чью работу описывает лог, а именно:

  • сайта,
  • приложения,
  • базы данных,
  • почтового агента
  • или сервера -

они делят на различные типы: системные, файлы БД, серверные, почтовые, аутентификации, авторизации, логи приложений. Группировка логов таким образом помогает быстрее находить нужный лог и оптимизировать работу с ним.

Еще одна полезная классификация логов в порядке их важности для ситуационной ошибки:

  • Срочное исправление - Fatal error
  • Ошибки, не влияющие на пользователя - Not critical error
  • События, требующие внимания - Warning
  • Информация о вызовах различных серверов - Initial information

О чем расскажет логирование

Понимая, что такое файлы логирования, или файлы с историей о работе системы, и на какие типы они делятся, можно перейти к процессу их создания. Логирование - это запись логов, структурирование и перемещение их в отдельные файлы для быстрого доступа к ним. Более продвинутый уровень записи хронологии позволяет классифицировать логи по важности, в некоторых случаях даже удалять ненужные.

Программисты настраивают автоматический сбор хранения и обработки логов в облачных хранилищах, чтобы во время возникновения ошибки на сервере была возможность сохранить данные и анализировать их для предотвращения будущих ошибок. Это и является основной задачей регистрации данных - не только следить за работой программного обеспечения, но и производить анализ этой работы. Самые продвинутые специалисты смотрят в будущее, даже если произошла ошибка сейчас, важно не только устранить ее в конкретной ситуации, но и придумать решения, чтобы такой ошибки больше никогда не возникало.

Если обобщить все вышесказанное, логирование данных - это история работы системы, помогающая пользователю не наступить на одни и те же грабли два раза, а то и несколько раз, если избегать грамотной работы с логами.

Для специалиста файлы с логами, как книга, по которой он читает, что происходило в системе.

Благодаря правильной организации хранения логов, их запись представляет собой самый эффективный способ контроля над информацией. История событий расскажет все, что происходит внутри сервера, или сайта или любой другой системы. Какие действия были совершены конкретным пользователем тоже прописывается в логах. Одним словом, каждый шаг под контролем благодаря логированию.

Механизмы записи информации

Расшифровка логов имеет свои особенности с учетом производителя программного обеспечения и стоит следовать рекомендациям разработчика во время анализа логов. Программисты используют различные механизмы записи логов:

  1. Самый понятный и распространенный механизм - запись логов в текстовый файл, это запись каждого события единственной строкой. Способ доступен к реализации, читается любым текстовым редактором.
  2. Более углубленный лог - одно событий записывается несколькими строками, одно событие разбивается на много маленьких, для чтения используется специальные программы.
  3. Бинарный - самый сложный тип файлов, обычно такие логи обрабатываются программным обеспечением производителя, что и приложение, записывающее логи.
  4. Приложения использующие БД или сами СУБД (система управления БД). Запись логов в БД замедляет их работу из-за интенсивной записи логов.

Логирование должно быть незаметным для пользователей, если все приложения подобраны правильно, процесс работы системы не замедляется, в обратном случае снижается производительность из-за нехватки места на диске.

Уровни логирования

При любом механизме записи событий их объем очень большой, работать с таким количеством информации сложно. Для этого логи разделяют на уровни, стандартно выделяют следующие уровни логирования:

  • debug
  • info
  • waring
  • error

На уровне debug едет запись значимых переходных состояний, например, запуск или остановка сервера, запрос в БД и верификация обработки информации.

Уровень info расскажет программисту об общих событиях работы сервиса. Экстренные ситуации, проблемы, некорректные запросы будут записаны в waring. Основные ошибки на уровне error.

Чтобы соблюдались уровни логирования, программисту нужно прописать условия или внутри самой программы или выставлять условия в зависимости от ситуации при запуске программы, которая производит логирование.

Ротация файлов

Представим, что логирование данных системы налажено согласно уровням и вышеописанным механизмам. Например, мы прописали в приложении уровни: debug, info, waring, error. Выбрали в качестве механизма текстовые файлы и у нас благополучно се логи копятся в отдельный файл Нам пора обратиться к ротации.

Ротация файлов логирования, как и любой другой информации означает их классификацию, не по типам, как описывалось выше, а по уровням. Во время ротации возможна сортировка не только по уровням, но и удаление файлов, к которым точно не нужно будет обращаться. Такой подход позволяет сократить количество памяти на жёстком диске, которое будет занято хронологическими файлами, не все они представляют собой одинаковую значимость для системного администратора, поэтому в их удалении заложен сакральный смысл сохранения работоспособности системы. Ведь чем больше памяти на жёстком диске, тем быстрее обрабатываются запросы пользователей.

Имеются системы логирования с высокими рейтингами, которые берут на себя функцию записи истории событий и их последующей ротации.

Важность логирования

Логирование - неотъемлемая часть процесса работы всех видов систем, которая позволяет увеличить коэффициент производительности и уменьшить процент ошибок. Благодаря анализу хронологии событий инженеры, программисты и системные администраторы:

  • экономят время компаний, которые доверяют им обработку и хранение своей информации,
  • составляют прогноз будущих ошибок,
  • выявляют причины сбоев работы сервера,
  • отслеживают ошибки по которым письма электронной почты не доставляются адресату или не приходят клиенту,
  • устраняют ошибки авторизации и аутентификации,
  • находят ошибки в работе приложений.

Качественным отличием опытного программиста является умение настроить процесс логирования до возникновения критических ситуаций, то есть предотвращение возможных ошибок до запуска проекта, и уделения внимания, а новичка — в недооцененности хронологии ошибок и отсутствие настройки своевременного логирования.