Интегрированное планирование для управления и достижения бизнес-целей

Тысячи мелких, крупных компаний стремятся к развитию своего бизнеса. Сокращают расходы, повышают качество обслуживания, нарабатывают конкурентное преимущество, планируя продажи и операции. Но выходя на уровень стабильности, организации сталкиваются с рисками остановки роста. В такой ситуации помогает интегрированное планирование. Оно объединяет стратегическое, оперативное управление для оптимизации менеджмента бизнеса.

Определение IPB

Интегрированное бизнес планирование (IPB) – процесс, объединяющий в систему управление цепью поставок. В него входит выделение целей, задач, разработка стратегии развития, составление планов. Программа учитывает требования клиента. Это углубленный и масштабный рыночный анализ поставок, определение статуса компании на рынке конкурентной цепи поставок. IPB - новое направление в экономической науке. В интегрированном планировании цепь поставок считают базовым практическим, теоретическим элементом логистики. Состоит из множества хозяйственных субъектов: поставщиков, производителей, терминалов, перевозчиков.

Роль IBP в управлении предприятием

Планирование запасов требует вовлеченности нескольких отделов организации. В стандартном варианте система включает этапы: Прогнозирование спроса. Прогнозирование товарного запаса с учетом ожидаемого спроса. Формирование заказов. Доставка. Прием, распределение. Во многих компаниях для учета в каждом этапе используют отдельное ПО. Например, отчеты о продажах экспортируют из ERP, импортируют в программу для предсказания спроса. Затем результат отправляют в Excel, в котором производят корректировки. Далее – повторно импортируют в ERP или другую систему. Это запутанный механизм, при этом каждый из описанных этапов отличается сложностью. Система требует согласований множества людей. Пример для понимания – прогнозирование спроса. Чтобы предсказание было верным, учитывают продажи, сезонность и все причастные факторы. Затем результаты согласуют с разными отделами. Например, если маркетологи планируют запустить промо-акцию – придется учитывать их статистику. Это упрощенное описание, но во всех этапах ситуация будет развиваться в похожем ключе. Потребуется вносить множество корректировок, учитывать значительные объемы данных. Это приводит к проблемам:

  • Процессы требуют трудоемкого подхода: изменения, согласования, дополнительные расчеты. На все уходят дни или месяцы;
  • Повышенные риски ошибок, недостаточное качество результата. Постоянные корректировки приводят к недочетам. Чем больше вовлеченных данных, тем выше риски и хуже качество планирования;
  • Малая подвижность. Рыночная обстановка для некоторых бизнесов меняется очень быстро. Если план составлялся с учетом одних показателей, то через неделю они могут стать неактуальными. В итоге, информация получается недостоверной;
  • Разность информации в отделениях. Подразделения организации могут по-разному высчитывать KPI или спрос. Критерии, видение разных отделов часто не совпадают друг с другом. Возникают недопонимания среди сотрудников. Как итог – компания теряет прибыль, получает неверный прогноз. В подавляющем большинстве все проблемы причисляют отделу закупок. Неважно, сколько согласований или изменений прошел план. Реальность другая – сотрудники в отделе закупок физически не способны учесть нужное количество факторов. Решить проблемы помогает платформа бизнес-планирования.

Решение проблем бизнеса

Например, процессы S&OP и стратегическое планирование курируются разными людьми. Это проблема. Нужно объединить описанные механизмы в единый комплекс – интегрирование бизнес планирования. Это помогает управлять финансами и объединить в одну систему все факторы, приоритеты. Результаты:

  • Все события будут прозрачны, детализированы;
  • Сотрудники смогут быстро реагировать на внезапные события;
  • Прогнозы будут учитывать все факторные риски в цепях поставок. Другая проблема – компания пользуется множеством методик планирования. Связать все воедино практически невозможно. Для масштабирования бизнеса важна быстрая «починка» сбоев, адекватная реакция на изменения. Сервис должен стать единым, охватить все включенные подразделения, регионы, каналы сбыта. Интегрирование планирование цепей поставок в этом случае:
  • Позволяет составлять прогнозы с учетом расширения организации;
  • Поможет реализовать конкурентное преимущество, выраженное в множестве профилей компании. Еще одна проблема – если процессы контролируются исключительно вручную, не связаны с реальной моделью, то риск отказа одного из звеньев цепи в критической ситуации очень высок. Платформа IBP поможет совместить воедино разные направления, этапы бизнес-стратегии. Управление рисками будет производиться в долгосрочном режиме, что позволит смягчить последствия сбоя в конкретном звене. Результат:
  • Обмен данными будет производиться в автоматическом режиме;
  • Создается общая база событий, что гарантирует скорость обработки и планирования;
  • Будут получены реалистичные, реализуемые планы для всех отделений, структур, механизмов.

Преимущества внедрения IPB

Интегрированное внутрифирменное планирование обеспечивает баланс скорости и эффективность обработки данных. Система позволяет моделировать все сценарии, а значит – быстро реагировать, выдавать бизнес-решения. Лучше использовать единую ИТ-программу. Сейчас на рынке есть много достойных решений: как отечественных, так и зарубежных. Другие преимущества интеграции IPB:

  • Повышение эффективности;
  • Улучшения качества обслуживания клиентов;
  • Сокращение расходов;
  • Улучшение связи отделений, сотрудничества работников. Технология допускает реализацию и в рамках разных систем. Для этого их нужно четко интегрировать друг с другом. Возможны потери при перемещениях, снижение скорости обработки и возникновение дополнительных рисков. У такого подхода (использование разных систем, объединенных воедино) есть и плюсы, но речь в данный момент не о них.

Технологии и инструменты для IBP

Система бизнес-планирования должна включать модули или совмещать технологии:

  • ERP – объединяет возможные бизнес-процесс и функции предприятия в одной базе. Позволяет обеспечить общее управление всеми цепочками поставок. Упрощает обмен информацией между участниками механизма и сотрудниками;
  • APS – инструменты для подробного планирования, расписания операций в рамках производства. Позволяют учесть разность факторов: доступность сырья, время на реализацию задачи, приоритеты клиентов, ограничения и др. Механизм повышает эффективность распределения ресурсов.
  • SCM – инструменты для управления цепью поставок: планирование, закупки, логистические процессы, продажи и др. Все элементы цепи могут координировать свои действия и сохранять информацию. Это повышает прозрачность бизнеса для всех отделений и улучшает способность принимать правильные бизнес-решения.
  • Также в системе обязательны методы прогнозирования и планирования. Это временные ряды, экспертные вердикты, статистические модели. Так эффективнее удается прогнозировать спрос и оптимизировать запасы.
  • Для отслеживания результата работы звеньев цепи и отдельных сотрудников используют KPI. Это показатели, позволяющие контролировать уровень сервиса, запасы, сроки реализации и качество обслуживания. Если KPI не соответствует, то руководитель должен принять меры для выявления проблемных участков и устранения пробелов.

Примеры систем

На российском рынке можно выделить:

  • Knowledge Space – создатели новой платформы для отслеживания результатов ипланирования. Предлагают широкий спектр инструментов. Позиционируют себя как продукт для больших промышленных предприятий;
  • GoodsForecast – российские разработчики, предлагающие решения на базе машинного обучения и ИИ. Позиционирует свои продукты как ИТ-решения для ритейла: управление запасами, интегрирование планирование, оценка спроса и др.;
  • NovoBI – нацелены на оптимизацию всей цепи поставок. Предлагают приложения для аналитики, прогнозирования. Разрабатывают индивидуальные платформы для средних и крупных организаций;
  • InPlan – предлагают промышленные ИТ-продукты для разных индустрий: ритейл, CPG и др. При этом IBP продукты активно развиваются и на международном рынке. Среди актуальных систем можно выделить:
  • SAP SE;
  • Oracle;
  • Anaplan;
  • Kinaxis RapidResponse;
  • Logility и др.

В зарубежной индустрии более адаптивные решения. В России же IPB только начинает развиваться. Рынок активно растет, но многие продукты все еще требуют доработки.

В итоге, IPB – это система, которая позволяет оптимизировать и объединить все звенья цепочки поставок. Интегрирование повышает адаптивность бизнеса. Удается снизить риски и расходы.